Инструкция Главного военно-инженерного управления Красной Армии по оперативной маскировке (26 июня 1941 г.)

СЕКРЕТНО

«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник Главного военно-инженерного
управления Красной Армии
генерал-майор инженерных войск
ГАЛИЦКИЙ

26 июня 1941 г.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОПЕРАТИВНОЙ МАСКИРОВКЕ

I. Основные положения

1. Оперативной маскировкой называется комплекс различных мероприятий, проводимых с целью скрыть от противника подготовку операции или ввести в заблуждение относительно своих истинных намерений.
2. Цель оперативной маскировки – способствовать достижению оперативной внезапности. Следовательно, оперативная маскировка должна быть необходимой составной частью любого оперативного мероприятия.
3. Основным методом оперативной маскировки является показ противнику ложных мероприятий при одновременном полном сокрытии фактических или изменение их до такой степени, чтобы затруднить противнику сделать определенные выводы.
4. Оперативная маскировка основывается на принципах активности, естественности, разнообразия и непрерывности всех маскировочных мероприятий.
Оперативная маскировка состоит:
1) Из маскировочных мероприятий собственно оперативного характера. К ним относятся:
– нанесение удара на второстепенном направлении до начала действий на основном направлении;
– нанесение ряда второстепенных ударов на широком фронте;
– разновременное начало действий соединениями, участвующими в одной и той же операции;
– усиленная разведывательная деятельность всех родов войск на второстепенных направлениях;
– ложный железнодорожный или автомобильный маневр резервами;
– сосредоточение войск на широком фронте с расположением их небольшими группами;
– сосредоточение войск в глубине с обеспечением быстрой перевозки к фронту и немедленного ввода в действие;
– разнообразные приемы действий агентурных органов и т. д.
2) Из инженерных маскировочных мероприятий. К ним относятся:
а) мероприятия по сокрытию следующих действительных и устройству ложных объектов оперативного значения:
– железнодорожных узловых станций (возможно сокрытие отдельных элементов);
– погрузочно-разгрузочных железнодорожных станций;
– погрузочно-разгрузочных районов при автоперевозках войск;
– походных колонн;
– крупных сосредоточений войск (дивизия и выше);
– бивачного расположения войск (дивизия и выше);
– квартирного расположения войск (дивизия и выше);
– аэродромной сети;
– штабов армий и фронтов;
– станций снабжения;
– крупных полевых складов;
– мостов и переправ оперативного значения;
– дорог оперативного значения;
– ложных оборонительных районов и полос;
б) мероприятия по обману контрольной воздушной разведки противника.

II. Общий план маскировки

5. Разрозненные, хотя бы и удачные, маскировочные мероприятия не способствуют достижению оперативной внезапности. Они могут привести только к отдельным успехам тактического значения.
В основу общего плана маскировочных мероприятий, разрабатываемого штабом оперативного соединения, должно быть положено маскировочное решение командующего, вытекающее из общего оперативного решения и особенностей данной конкретной операции.
6. Общий план включает частные задачи маскировки по отдельным направлениям и районам, а если потребуется, то и по отдельным этапам операции.
Для каждой частной задачи определяются способы выполнения, исполнители и сроки выполнения.
В разделах общего плана, касающихся инженерных маскировочных мероприятий, формулируются задачи, сроки их выполнения и указываются части, выделяемые от других родов войск (кроме инженерных).
Детальное планирование инженерных маскировочных мероприятий делается в плане инженерного обеспечения операции.

III. Обязанности начальника инженерных войск по проведению
инженерных маскировочных мероприятий

7. При принятии командующим общего оперативного решения и соответствующего ему маскировочного решения начальник инженерных войск в своей справке-докладе обязан дать исчерпывающие ответы на вопросы, касающиеся оценки обстановки в маскировочном отношении.
8. Начальник инженерных войск обязан организовать маскировочную рекогносцировку наиболее важных или малоизвестных маршрутов и участков местности.
Наземная рекогносцировка, как правило, поручается начальникам инженерной службы нижестоящих соединений, действующих на рекогносцируемых участках и маршрутах.
Аэрофотосъемка заказывается через начальника штаба соответствующим частям Военно-воздушных сил.
Визуальная воздушная рекогносцировка осуществляется начальником инженерных войск или работниками его отдела путем вылетов на маршруты и участки местности.
Начальник инженерных войск обязан также обеспечить через штаб соединения проведение рекогносцировочных и контрольных полетов для непосредственных руководителей работ по маскировке наиболее важных в данное время объектов.
9. Начальник инженерных войск участвует в разработке общего плана маскировки, выполняемой штабом соединения. На основе последнего он разрабатывает план инженерных маскировочных мероприятий, который является составной частью плана инженерного обеспечения операции.
В тех случаях, когда инженерные маскировочные мероприятия проводятся в большом объеме, может составляться отдельный план их выполнения (приложение 1).
10. Начальник инженерных войск ставит задачи на выполнение маскировочных работ подчиненным маскировочным и инженерным частям, а также дает указания по проведению инженерных маскировочных мероприятий во всех родах войск.
11. Начальник инженерных войск обеспечивает материалами м механизмами маскировочные и инженерные части, производящие маскировочные работы, и пополняет убыль табельных маскировочных средств во всех родах войск. Снабжение организуется на общих основаниях.
Он обязан уделять особое внимание использованию местных маскировочных материалов (краски, закрепители, цветные грунты, рыбачьи сети, проволока и т. п.), а также регулировать заготовку лесных материалов в такой степени, чтобы леса и кустарники не теряли своих маскирующих свойств.
Отчетность по произведенным маскировочным работам ведется на общих основаниях.

IV. Оценка обстановки в маскировочном отношении начальником
инженерных войск

12. Оценивая обстановку в маскировочном отношении, начальник инженерных войск обращает внимание на те же вопросы, что и при оценке обстановки в инженерном отношении. Однако выводы его в этих случаях будут различными.
13. Следует детально оценить разведку противника в оперативно-тактическом и техническом отношении, приемы действий его штурмовой и бомбардировочной авиации, а также соотношение сил сторон. Выводом является решение о степени детализации применяемых приемов маскировки. Оценка маскировочной техники противника и характера ее применения определяет мероприятия по разведке и демаскированию объектов противника.
14. Оценка своих сил и средств:
а) определяет возможный объем маскировочных работ;
б) позволяет выявить их соответствие поставленным задачам.
15. Оценивая местность, следует выявить характерные в маскировочном отношении участки на основании следующих данных:
а) характер рельефа;
б) характер полей (пятнистость фона);
в) примерный процент лесистости и характер лесов и кустарников;
г) характер населенных пунктов;
д) наличие подручных маскировочных и строительных материалов.
Для каждого из участков делается вывод о его маскировочной емкости (маскировочные свойства местности, позволяющие скрыть под естественными масками определенное количество войск), намечаются конкретные приемы маскировки и устанавливается степень усиления действующих на нем частей маскировочными табельными средствами.
Пехота располагается в лесах независимо от наличия дорог.
Конница, артиллерия, танковые и специальные части, ввиду наличия громоздкой материальной части или конского состава, располагаются вдоль укрытых лесных дорог, просек и опушек (приложение 2).
16. При оценке времени, имеющегося для производства маскировочных работ, следует иметь в виду, что для некоторых работ, производимых в ночное время (маскировочное окрашивание, вписывание масок в фон при помощи подручных материалов и т. п.), требуется тщательная подготовка работающих войск в специальном отношении, дневная подготовка работ и четкая организация.
Время года и состояние погоды (дождь, туманы, темные ночи, низкая наличность, ветры) влияют на выбор приемов маскировки и степень их детализации.
17. Помимо выводов о маскировке своих войск, на основании оценки обстановки необходимо сделать выводы по разведке и демаскировке объектов противника. Эти выводы делаются на основании правильной оценки местности в расположении противника, оценки его маскировочной техники, характера ее применения и определения сил и средств для проведения маскировочных мероприятий.

V. Основные сведения об инженерных приемах маскировки объектов
оперативного значения

18. При маскировке объектов оперативного значения нельзя будет ограничиваться только одним сокрытием.
Противник всегда будет предполагать наличие крупного объекта, характерного для данного вида операции (сосредоточение резервов, станций снабжения и пр.), и его разведка примет все меры к отысканию такого объекта. Поэтому с целью отвлечения внимания разведки противника от объекта, наряду с мероприятиями по его сокрытию, необходимо создавать ложный объект.
19. Ложные объекты должны отвечать следующим требованиям:
а) место их должно быть выбрано тактически целесообразно и иметь внешние признаки, обычные для мест расположения действительного объекта;
б) ложные объекты могут создаваться при неполном количественном и качественном выполнении составных частей имитируемого объекта, однако так, чтобы противник смог установить обычную, принятую на практике, схему взаиморасположения составных частей и сделать желаемые для нас выводы о величине и тактическом значении объекта;
в) ложные объекты обязательно должны оживляться деятельностью войск, назначаемых специально для этой цели за счет вторых эшелонов корпусов и дивизии.
Несоблюдение этих основных требований облегчит противнику раскрытие обмана и поэтому отступления от них не должны допускаться.
Если позволят время и средства, лучше создавать два ложных объекта: один, выполненный более грубо, противник примет за ложный; второй же, выполненный с большей правдоподобностью, будет принят за действительный.
1. Маскировка оперативных перевозок
20. Полное сокрытие железнодорожных путей, железнодорожных станций и деятельности, связанной с перевозками, невозможно.
Следует намечать мероприятия по сокрытию отдельных погрузочно-разгрузочных путей и районов сбора войск. К таким мероприятиям относятся: правильный выбор местности для путей, постановка масок больших площадей и показ ложных погрузочно-разгрузочных веток и обходных путей на узловых станциях и ложных железнодорожных составов на них.
21. Для сокрытия погрузочно-разгрузочных районов войск при автоперевозках следует выбирать лесистые участки местности, а погрузку и выгрузку производить в ночное время.
При устройстве масок больших площадей над погрузочными площадками следует иметь в виду, что такими масками может быть скрыто не более 20% общего количества погрузочных площадок.
При устройстве ложных погрузочно-разгрузочных районов устанавливать макеты автомашин, сосредоточенных вблизи районов погрузки, и развивать ложную сеть вспомогательных дорог, выводящих на основной маршрут.
22. Сокрытие автомобильных и походных колонн достигается соответствующим оборудованием дорог. Для показа движения в ложном направлении требуется до 10-15% действительной материальной части и войск (обычно это будут части и подразделения, для которых намечаются удлиненные, кружные маршруты). Дополнительным мероприятием является постановка горизонтальных дымовых завес на перекрестках и развилках дорог, в некоторых теснинах и т. п. при появлении авиации противника.
2. Маскировка сосредоточения войск
23. Сосредоточения войск (дивизия и выше) указываются в естественных масках (леса, населенные пункты). Однако в условиях средней пересеченной местности естественными масками будет скрыто не более 2/3 состава частей.
Для сокрытия 1/3 состава потребуется устройство искусственных масок. Такими масками могут быть:
а) маски больших площадей, устанавливаемые преимущественно над оврагами, котлованами, около крутых скатов и обязательно хорошо вписанные в рисунок местности;
б) маски – ложные строения, устанавливаемые [сосредоточенно] около населенных пунктов и рассредоточенно на местности с населенными пунктами хуторского типа.
24. Показ ложных сосредоточений осуществляется установкой макетов материальной части: орудий, танков, повозок и т. п. (25-50% от имеющейся табельной материальной части).
Особое внимание надо обращать на создание ложных следов деятельности войск в районах ложного сосредоточения. При наличии естественных масок к ним обязательно прокладываются ложные следы с открытых участков.
Для имитации жизнедеятельности и охраны в ложном районе сосредоточений необходимо разместить войска в количестве 5-7% от действительного состава имитируемых частей.
Показ ложных биваков осуществляется путем устройства полузамаскированных ложных землянок и шалашей, стоянок автомашин и танков, артиллерии, коновязей и т. п.
Показ ложного квартирного расположения достигается частичным показом макетов материальной части, лошадей на коновязях и строительством ложных бараков на окраинах населенных пунктов и вблизи их.
25. Для успеха маскировки войск в районах сосредоточения основное значение имеет маскировочная дисциплина, наблюдение за строжайшим выполнением которой является прямой обязанностью всего командного состава. Правила маскировочной дисциплины устанавливаются распоряжением командира части.
3. Маскировка аэродромов
26. Сокрытие действительных и создание ложных аэродромов в системе аэродромных узлов возлагается на аэродромную службу Военно-воздушных сил.
27. Создание ложных аэродромных узлов может быть поручено начальнику инженерных войск. Они устраиваются приемами декоративной маскировки и маскировочного окрашивания. Для имитации деятельности на ложных аэродромах не менее 50% ложных летных полей аэродромного узла должны допускать посадку одиночных самолетов.
4. Маскировка станций снабжения
28. Станции снабжения и крупные полевые склады могут быть скрыты только при благоприятных для маскировки условиях местности. Поэтому при выборе их необходимо всемерно учитывать маскирующие условия местности.
При маскировке станции снабжения скрывается только развитие железнодорожной станции под станцию снабжения, т. е. скрываются ответвления от основной колеи, головные склады, подъездные пути к ним и погрузочно-разгрузочные работы. Сама же станция с основными путями маскируется в такой же степени, как и железнодорожные станции в районе военных действий.
На проведение маскировочных работ потребуется значительный расход табельных маскировочных средств.
29. Показ ложных станций снабжения и головных складов достигается развитием сети ложных дорог в районе их расположения, устройством ложных полузамаскированных штабелей имущества, устройством ложного разгрузочного железнодорожного пути и пропуском через район ложной станции снабжения отдельных автоколонн.
5. Маскировка маршрутов
30. Полное сокрытие крупных мостов и переправ невозможно. Маскировка их заключается в устройстве ложных мостов и переправ для отвлечения от них внимания противника. Дополнительным мероприятием является задымление как действительных, так и ложных мостов и переправ при появлении авиации противника, с одновременным сокрытием всех признаков деятельности войск в районе действительных переправ.
31. Полное сокрытие больших участков дорог требует большого расхода сил и средств. Инженерным войскам может быть поставлена задача по сокрытию движения. В придорожных участках леса подготавливаются просеки и ниши шириной 4 м. В малолесных и безлесных местностях вблизи дорог подготовляются маскировочные убежища в виде горизонтальных масок и перекрытий больших площадей. Прифронтовые участки дорог, где возможно дальнее наземное наблюдение противника, а также наблюдение с привязных аэростатов, оборудуются вертикальными масками.
32. Для привлечения внимания противника к маршрутам, указанным в общем плане маскировки, широко развивается сеть ложных дорог. На прифронтовых участках этих дорог устанавливаются вертикальные маски.
Помимо ложных дорог с этой же целью следует имитировать ремонтные работы на существующих проселочных дорогах по указанным маршрутам, а также подготовку дорог для пропуска войск (ложные переходы через ручьи, ложные канавы по сторонам дороги и пр.).
6. Маскировка оборонительных полос
33. Маскировка элементов оборонительных районов и полос (окопов, ходов сообщений, огневых точек и т. п.) возлагается на войска, выполняющие оборонительные работы.
Однако скрыть оборонительную полосу с огромным количеством построек, препятствий и ходов сообщения невозможно. Поэтому, помимо мероприятий по маскировке, проводимых войсками, следует проводить мероприятия по ложному искажению переднего края, стыков, флангов и глубины полосы, мероприятия по ложному усилению обороны и т. д., с тем чтобы заставить противника неправильно организовать наступление, ввести элемент внезапности.
34. Ложный передний край создается путем усиления инженерного оборудования промежуточных рубежей в полосе обеспечения при одновременной тщательной маскировке на этом участке действительного переднего края.
Ложные оборонительные районы, расположенные вблизи переднего края с целью привлечения внимания противника к определенным участкам (ложные стыки соединений, ложное усиление обороны и т. п.), создаются так же, как и действительные. Таким образом, различие между действительными и ложными районами будет заключаться в осуществлении различных целей.
Для успеха маскировки о значении перечисленных мероприятий должны знать только старшие начальники, поэтому слово «ложный» должно быть изъято из употребления.
35. В глубине, недоступной для наземной разведки противника, ложные оборонительные районы и полосы выполняются следующим путем:
а) неполной отрывки, окрашивания или присыпки грунтами поверхности земли, сжигания соломы в пределах границ сооружения, преднамеренного показа неудавшейся маскировки (скрываемые сооружения фактически отсутствуют) и т. п.;
б) показа макетов артиллерии на позициях;
в) развития сети тропинок и дорог.
36. Постройка ложных оборонительных районов и полос, как правило, будет возлагаться на начальника инженерных войск.
37. При действиях авиации противника по объектам оперативного значения (например, железнодорожные станции и пути, важнейшие шоссе, населенные пункты, сосредоточения войск, тылы и т. п.) должны быть подготовлены маскировочные мероприятия по обману его контрольной воздушной разведки.
Маскировочные мероприятия заключаются в показе ложных разрушений, воронок, закончившихся или продолжающихся пожаров и т. п. Часть воронок авиабомб, не принесших вреда объектам, скрывается.
При выполнении этих работ используются главным образом приемы декоративной маскировки. Для имитации пожаров используются дымовые шашки и приборы, а также производится сжигание медленно горящих материалов (например, сырая солома, сырые ветки и др.). По мере надобности горение их усиливается путем поливки горючим (керосин и др.).
* * *
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН МАСКИРОВОЧНЫХ РАБОТ

Объекты маскировки и их тактическое положение Место работ Характер работ и их объем Приемы маскировки Расчеты Имущество и материал Рабочая сила и транспорт Сроки
Ложная оборонительная полоса На рубеже Осовец – Маженин Постройка ложной системы обороны на фронте 200 км Отрывка вручную на глубину 0.20 м Время на 1 км – 500 рабоч. часов
Всего:
500х200 = 100 000 рабоч. часов
Лопаты Стрелковые части. Инструкторы от саперов 20.00
4.7
               
 
* * *
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НОРМЫ ДЛЯ РАСЧЕТА МАСКИРОВОЧНОЙ ЕМКОСТИ ЛЕСОВ

1. Стрелковый батальон – район 1000X1000 м
2. Стрелковый полк – район 2500X2500 м
и укрытых дорог (просек, опушек) 1000-1500 пог. м
3. Кавалерийский полк – укрытых дорог (просек, опушек) 3000-3200 пог. м
4. Батальон средних или огнеметных танков – укрытых дорог (просек, опушек) 900-1000 пог. м
5. Батальон тяжелых танков – укрытых дорог (просек, опушек) 1200-1300 пог. м
6. Танковый полк – укрытых дорог (просек, опушек) 9000 пог. м
7. Мотострелковый полк – укрытых дорог (просек, опушек) 5000 пог. м
8. Автотранспортный батальон – укрытых дорог (просек, опушек) 6000-6500 пог. м
9. Артиллерийский дивизион – укрытых дорог (просек, опушек) 1000-1200 пог. м
10. Артиллерийский полк – укрытых дорог (просек, опушек) 4500-5000 пог. м
11. Саперный батальон стрелковой дивизии – укрытых дорог (просек, опушек) 1500-2000 пог. м
12. Саперный батальон стрелкового корпуса – укрытых дорог (просек, опушек) 3000-3500 пог. м
13. Инженерный батальон – укрытых дорог (просек, опушек) 1500-2000 пог. м
14. Понтонно-мостовой батальон – укрытых дорог (просек, опушек) 3000-3200 пог. м
* * *
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

УКРУПНЕННЫЕ НОРМЫ МАСКИРОВОЧНЫХ РАБОТ

1. Устройство ложного сосредоточения стрелкового полка 200 рабочих дней
2. Устройство ложного сосредоточения артиллерийского полка 25 « «
3. Устройство ложного сосредоточения танковой бригады 400 « «
4. Устройство ложной станции снабжения 300 « «
5. Устройство ложного оперативного аэродрома 60 « «
6. Устройство ложного оборонительного рубежа на 1 км фронта 50 « «
7. Устройство ложной грунтовой дороги на 1 км 10 « «
8. Сокрытие действительного оперативного аэродрома 200 « «
9. Сокрытие станции снабжения 900 « «
10. Установка горизонтальной маски из элементов универсальной горизонтальной маски (УГМ) на 1 га 30 « «

Ф. 106, оп. 230322с, д. 24. Типографское издание, экз. № 1999.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Required)

Автор темы: www.gopiplus.com, перевел WP-Templates.ru, поддержка SearchTimes.ru.